Общение секреты успешного сотрудника
Мастерство общения и ведения непринужденной беседы сродни таланту. Хотя такой талант дан не всем, способности к коммуникации можно развивать. Крупные компании специально проводят для своих менеджеров подобного рода психологические тренинги. Знаете ли вы секреты воздействия на сотрудника или клиента, дающие власть управлять беседой и легко добиваться своих целей абсолютно легальным путем?
Чем более развиты ваши коммуникативные способности, тем легче вам освоиться при распаде или реорганизации компании. Изменения в экономике и деловом мире набирают обороты. Так, скачок востребованности продукции сельского хозяйства в России за последние месяцы вывел многие малые компании на крупный рынок. И хотя инвестиции и поддержка государства создают благодатную почву для процветания, растущим компаниям крайне важно поддерживать свои кадры не только зарплатой. Качество руководства и умение донести свои идеи определяют атмосферу в компании.
Часто сотрудники и соискатели из ленобласти, для которых
поиск работы в СПб счастливо завершился в такой расширяющейся фирме, испытывают стресс адаптации к новому коллективу и руководству. Чтобы они почувствовали себя уверенней, стоит обратить внимание на культуру общения в вашей компании. Ведь умение директора или напарника активно слушать - показывает его личную ответственность перед вами, а значит и задает тон всей работе.
Конфликтные коллективы – подобны клубку гремучих змей. Специалисты со стажем из-за личных ссор способны застопорить работу целого отдела. В европейских странах даже приглашают медиаторов, то есть посредников. Медиаторы помогают находящимся в ссоре сотрудникам и целым отделам услышать требования друг друга и найти компромисс. Компании тратят круглые суммы на услуги медиатора – такова порой плата за неспособность пойти на диалог отдельных сотрудников.
К навыкам общения, которые можно применить уже в вашем следующем телефонном звонке или на деловой встрече относится уже упомянутое активное слушание, а также владение конструктивной критикой. Конечно, множество техник и сфер коммуникации могут сбить новичка с толку и лишить почвы под ногами. Тем не менее, практическая ценность некоторых приемов доказана многолетним опытом бизнес-консультантов и менеджеров высшего звена.
Неспособность виртуозно вести беседу может иметь драматические последствия даже на этапе собеседования. Так, согласно исследованию журнала «Junge Karriere», менеджеру по персоналу хватает и 30 минут, чтобы определить, подходит соискатель или нет.. Да мало ли ситуаций в жизни, когда ваша мечта зависит лишь от краткого разговора?
Интересно, что многие консультанты выделяют среди секретов коммуникации схожие приемы. Основа как убедительного публичного выступления, так и разговора с глазу на глаз – это умение показать вашу личную заинтересованность данной темой. Когда собеседник чувствует, что его мысли и соображения находятся в зоне ваших интересов, диалог оживляется.
Однако не стоит радоваться воодушевлению давнего клиента, когда вы от имени своей фирмы самовольно предоставляете ему небывалую скидку на продукцию... Цель общения все же сводится к взаимовыгодному сотрудничеству, а не к стимуляции интереса любым путем.. Заинтересованность в собеседнике призвана облегчить сам процесс передачи информации и правильного понимания обратной реакции. Рассмотрим несколько рекомендаций по активному слушанию, которые незаменимы в деловых разговорах и конфликтах:
1. Бизнес-консультант и автор книг Улла Дик считает, что активное слушание позволяет «читать между строк». Для этого один из мощных приемов – это способность слушать, не перебивая. В процессе разговора можно подбадривать говорящего при помощи кивка головы и коротких замечаний «хм», «да», «да, это интересно».
2. Перефразирование и повторение мыслей своими словами прекрасно сказывается на качестве беседы. Так, удобно применять расхожие фразы при уточнении сказанного: «Если я вас правильно понял..», «Итак, вы полагаете…», «Другими словами…». Усилить эффект позволяет обращение к чувствам собеседника: «Я могу себе представить, как Вы расстроены сейчас…», «На вашем месте я бы тоже растерялся… ».
3. Стимулировать говорящего продолжить разговор легко, если применять краткие фразы согласия или несогласия: «Да, это так…» или же «Нет, я не то хотел сказать, более того…».
Приемы активного слушания позволяют повысить уровень доверия собеседников. Без этого разговор легко может превратиться в конфликт, при котором каждый что-то говорит, но слышит только себя. При выяснении отношений и выходе из житейских и деловых конфликтов бесценно умение высказать конструктивную критику:
1.) Бизнес-консультанты П. Билунд и К. Кристиансен подчеркивают значимость правильной критики в процессе создания мотивации к деятельности. Интересно, что все основные правила, которые приводят эти скандинавские исследователи, направлены на повышение мастерства критиковать от своего имени. Дело в том, что сотрудники не воспринимают ваши замечания, если вы их высказываете так, будто это истина в последней инстанции.
Так, критика должна быть конкретной, точно указывать плюсы и минусы обсуждаемого результата или отчета. Вам следует подчеркнуть не только то, что следует сделать по-другому, но и указать достижения. Например, ваша реакция на отчет может быть следующей: «Мне нравится связь вашего отчета с предыдущим исследованием. Но мне бы хотелось также видеть экономическое обоснование результатов.»
2.) Критика не только должна включать положительные отметки, но и указывать на возможности. Например: «Ваш отчет умело составлен с выявлением логических связей, и станет прекрасным отправным пунктом на совещании в среду по данной тематике».
3.) При этом мотивирующая критика должна содержать предложения альтернатив: «Идеально выглядел бы ваш отчет при добавлении графических диаграмм».
4.) Критика не должна преподноситься как объективная оценка. История зайдет в тупик, и ваш сотрудник не сделает шагов к изменениям, если в своей критике вы станете ссылаться на других. Поэтому избегайте употреблять фразы «все», «никто» и т.д. Эффективнее будет сказать: «Возможно, другие и решат, что это лишняя трата бумаги, но лично мне нарисованные диаграммы помогают составить более точное представление».
Чем активнее изменяется экономика, тем более значимы коммуникативные навыки каждого отдельного сотрудника. Заветная вакансия в Санкт-Петербурге и Москве на популярные должности это шанс проявить свое мастерство общения и самопрезентации. Чтобы ваша карьера была под защитой, полезно знать, как избежать недоразумений. В этом помогут приемы активного слушания и секреты конструктивной критики, которые повышают степень доверия собеседников. Научитесь слушать и ваше желание развиваться будет услышано и материализовано на самых высоких уровнях!